Во второй половине марта ООО СП «Содружество» и Союз «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» (Обрсоюз) совместно с ГБУ ДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образования» (г.Грозный, Чеченская Республика) провели очную часть курсов повышения квалификации для подготовки тьюторов. Курсы проходили под патронатом Министерства просвещения Российской Федерации. Их тематика охватывала вопросы модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС, ПООП и концепциями преподавания учебных предметов (предметных областей), в том числе по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
На базе ГБУ ДПО «ЧИПКРО» собралось 118 педагогических работников и специалистов по коррекционной работе системы общего образования. Курсы состояли из двух частей.
Первая часть – инвариантная, общая для всех категорий слушателей – началась с приветственного слова вице-президента Обрсоюза к.э.н. Ю.А. Соловьевой и ее рассказа об основных задачах и цели национальной системы учительского роста. Также участники узнали о профессиональном стандарте педагога как нормативно-правовом обеспечении НСУР, обновленных формах аттестации учителей. Не менее интересной для них оказалась система независимой оценки квалификации педагога на основе использования единых федеральных оценочных материалов.
Далее в рамках лекций рассматривалась работа тьютора как помогающего практика. Слушателям курсов продемонстрировали, какие технологии открытого образования представителю этой профессии желательно иметь в своем профессиональном портфеле.
Второй день был посвящен работе тьютора по сопровождению профессионального роста педагогических работников. Доцент кафедры специального и инклюзивного образования ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» к.п.н. Л.К. Гайфуллина определила пути выявления профессиональных дефицитов педагогов, обратила внимание на актуальные способы повышения их квалификации и отметила основные перспективы развития этой сферы. Также участники мероприятия узнали, что профессиональный уровень учителя – понятие относительное, и его невозможно оценить вне контекста условий обучения.
Когда на третий день стартовала вариативная часть, слушатели курсов разделились на группы. Одну из них составили педагоги образовательных организаций, в том числе работающие по адаптированным образовательным программам. Ориентируясь на сферу их профессиональных интересов, организаторы дали им возможность ознакомиться с требованиями к современному уроку в соответствии с ФГОС, методическими принципами построения и отбора содержания образования общественно-научных дисциплин, которые помогают сделать уроки интереснее и доступнее, в том числе, и для детей с ОВЗ.
Немало внимания было уделено метапредметному и системно-деятельностному подходу к образованию. Слушатели выяснили, как реализовывать их в условиях применения адаптированных образовательных программ.
В свою очередь, остальные категории слушателей (психологи, дефектологи и логопеды образовательных организаций) получили новые знания в более близких им сферах. В частности, представитель Центра инклюзивного образования ГБУ ДПО «ЧИПКРО» Н.Ю. Теучеж раскрыла основные направления и специфику деятельности специалистов сопровождения в школе, цели и задачи их деятельности.
Важной темой здесь стали общие приемы работы тьютора с обучающимися с ОВЗ разных нозологических групп. Также участники актуализировали знания по проведению психолого-педагогического консилиума образовательной организации и оценивания метапредметных и личностных результатов обучения обучающихся с ОВЗ.
В последний день курсов повышения квалификации педагоги вновь объединились со специалистами по коррекционной работе. Вместе они посетили базовые (опорные) площадки Чеченской Республики – ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих имени В.Ш. Дагаева», ГБОУ «Центр образования» и ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с задержкой психического развития» - и приняли участие в практических занятиях. После этого состоялся концерт детских коллективов.
По его завершению участники смогли пообщаться друг с другом за неформальным чаепитием, обменяться мнениями и опытом работы и обсудить итоги мероприятия. Все слушатели получили удостоверение о повышении квалификации.
Курсы в г.Грозном являются частью системной ежегодной работы по формированию корпуса региональных тьюторов по вопросам модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС, ПООП и концепциями преподавания учебных предметов (предметных областей), в том числе по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В 2019 году в целях обеспечения доступности курсов для слушателей из различных регионов страны очные занятия организованы сразу в нескольких субъектах Российской Федерации. Для слушателей следующего потока они пройдут в г.Хабаровске (Хабаровский край) в начале апреля 2019 года.